Инновации в психологии

ИННОВАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ: ВОСЬМИМЕРНАЯ ПРОЕКЦИЯ ПРИНЦИПА НАСЛАЖДЕНИЯ
В статье показано новейшее направление развития психологического знания и психоаналитической практики, ведущим принципом которого выделяется исследование закономерностей функционирования и развития такой сферы человеческой психики, как бессознательное. Обозначены основные положения нового направления — системного психоанализа.

Прогресс является характерной особенностью научного знания. История психологии как одной из сфер научного знания, предметом которого является психика человека, демонстрирует постепенное накопление эмпирических знаний о проявлениях человеческой натуры, а также более или менее удачные попытки структурирования полученного опыта, возведение практического знания на уровень концепции, стройной научной системы, объединяющей теоретическую абстракцию и практическое проявление.

Появление классического психоанализа обозначило переход психологической науки на новый уровень понимания движущих сил человеческого существования. Зигмунд Фрейд, как бы критично мы не относились к методам и выводам его исследований, стал проводником в новую эру человеческого самосознания. Впервые психоаналитику удалось заглянуть в такие бездны человеческой души, присутствие которых, с одной стороны, отчетливо давало о себе знать, с другой – не имело методологии для их раскрытия и описания. С тех пор исследование сознательного и бессознательного, естественного и культурного в человеке, индивидуального и социального, а главное — область пересечения в человеке этих «реалий», проблема их согласования и конфликтов привлекали внимание ученых, и оставались неразрешимой проблемой для исследователей как с предметной, так и с методологической стороны.
Посетите наш портал тренингов .
Метод Фрейда показал очевидность либидиозной природы желаний человека, однако выявить специфику объемной реализации этого принципа, все закономерности его формирования, развития и реализации Фрейд и последователи «старой» психоаналитической школы не смогли. Это и стало задачей психоанализа настоящего.

Основным принципом, сопровождающим человека на протяжении всего существования, является принцип удовольствия: мы желаем получать наслаждение и радость от жизни и не желаем страдать. Мы все стремимся к счастью, однако понимаем его по-разному. Выявив роль наслаждения как ведущего бессознательного импульса поведения и деятельности человека, психоанализ и вышедшие впоследствии из него направления психологии локализовали его образование в области бессознательного, в форме либидо. Понимаемое в широком смысле как «влечение к жизни», «психическая энергия», либидо направляет человека к действиям любого рода – от самых элементарных телодвижений до форм совместной деятельности коллективного порядка. Генезис всевозможных форм активности человека в психоанализе получает объяснение как выражение либидо.

В системно-векторной психологии, разрабатываемой Юрием Бурланом, мы видим системное раскрытие природы бессознательного, анализ основных закономерностей его развития и функционирования. Многомерность либидо, его содержательность и целостность проявлений показаны в масштабах индивидуального и коллективного, в единстве проявлений, взаимосвязи с действительностью и в динамике. Взаимодействие природной (естественной) психической энергии человека и появившейся культурной надстройки получило здесь свое объемное и системное объяснение, которое складывается в целостную картину развития человеческого общества, позволяющую выделить некоторые тенденции его дальнейшего продвижения на арене мировой истории.

Важным концептом системно-векторного, или системного, психоанализа является понятие, используемое в психоанализе Фрейда, — эрогенная зона. У Юрия Бурлана оно рассматривается в связи с каждой из 8 системных мер – «векторов», которые задают определенную направленность психического в реализации принципа наслаждения. Таким образом, понятие «системный вектор» оказывается связанным с реализацией такого основного принципа существования человека, как принцип наслаждения в широком смысле всего жизнетворчества. Качество «проживаемой» человеком жизни непосредственно связано с его врожденными желаниями и специфическими свойствами, особым типом характера, что и определяет индивидуальный жизненный сценарий, а все эти факторы вкупе объединяются в понятие «вектор». Векторная система определяет способы взаимодействия человека с окружающей средой: стремление к реализации бессознательных желаний толкает человека к корреляции принципа наслаждения с современными ему жизненными реалиями. Человек, руководимый желанием к удовольствию, в адекватном состоянии развивает и реализует себя, это происходит путем совместной трансформации ландшафта и собственных адаптирующих способностей.

В объяснении природы психических отклонений важное место в классическом психоанализе занимало изучение формирования и развития сексуальности человека, особенностей сублимации или подавления его влечений. Открытие Фрейдом процесса сублимации, то есть превращения либидиозной энергии в творческую, социально продуктивную, показало, что принцип наслаждения ведет человека не только в сексуальных отношениях, но и в его социальной активности, личностной реализации.

Находка Фрейда стала началом фундаментальных изменений в понимании психики человека, а самого Зигмунда Фрейда по праву считают выдающейся фигурой в науке о душе. Фрейдистский психоанализ выделил главный предмет исследования– бессознательное, и далее в исследованиях и работах Фрейда и его учеников природа бессознательного частично приоткрыта.

В системно-векторной психологии Юрий Бурлан разрабатывает концепцию восьмимерной природы бессознательного, раскрывающую закономерности его функционирования и развития – на индивидуальном, групповом, ментальном уровнях. Восемь эрогенных зон, ярко выраженных и наблюдаемых в теле человека, обнаружили свою связь с особенностями характера и в целом с мироощущением, миропониманием и всей жизнедеятельностью человека. Такая связь получила название «вектор» — совокупность врождённых свойств, желаний, способностей, определяющих мышление человека, его ценности и способ движения по жизни. Восемь векторов реализации принципа наслаждения и их сочетания складывают точную матрицу бессознательного. В зависимости от набора векторов в человеке, степени их развитости и социальной реализованности формируются устойчивые жизненные сценарии, а в отдельных случаях и комплексы.

Именно векторы врожденных желаний и способностей определяют ценности человека, его мышление и поведение, его стремления и возможности, психические свойства. Желания – бессознательная основа личности. Системно-векторная психология в своем исследовании природы человека опирается на эмпирический фундамент дифференцирования желаний человека по векторам.

В векторах раскрывается сексуальность и специфика эротизма конкретного человека. Сексуальное влечение, формы его реализации и направленность в выборе объекта, сексуальные фантазии, сексуальные фрустрации объясняются особенностями сферы бессознательного. Системно-векторная психология, дифференцируя внутренние, бессознательные желания человека, различает системные типы сексуальности. Это дает возможность точно понимать причины перверзивных проявлений, с одной стороны, а с другой – видеть способы позитивной реализации сексуального влечения, адекватные современным условиям человеческого общежития.

Одним из положений системно-векторной психологии является следующее: «наслаждение задано, но не обеспечено». Для реализации желаний изначально заданы все необходимые способности и свойства. Однако получение наслаждения в эти свойства не обеспечено природой. Требуется развитие природного потенциала, а оно не обеспечено и зависит от общества, от окружения, в котором родился и растет человек. В результате развития заданных свойств, либо обратного статуса – их неразвитости, человек получает своего рода инструменты разной степени адекватности миру, в котором он живет. Он осваивает способы наполнения своих желаний наслаждением. Развитие и реализация – эти понятия являются ключевыми в системно-векторной психологии Юрия Бурлана, раскрывающими способы проявления векторов в жизни отдельного человека, коллектива, общества.